tele_sat (tele_sat) wrote,
tele_sat
tele_sat

Categories:

Загадочная история создания музыки к советскому "Шерлоку Холмсу"

Когда я узнал что музыку, которая была использована в советском сериале про Холмса (с Ливановым и Соломиным) написал наш композитор Дашкевич, то сильно удивился. Мне всегда казалось, что она откуда-то оттуда - из 19-го века, когда и происходили все эти истории, талантливо сочинённые Конан Дойлом. И вот сегодня я прочитал историю создания этой музыки.



Вот что пишет об этом сам Дашкевич:

И вот, через какое-то время Масленников сказал, что они смонтировали картину, она почти готова, и надо писать музыку. Я посмотрел материал, он мне очень понравился, это действительно было неожиданно и очень современно, это был всё-таки русский Шерлок Холмс, но он был интереснее и в каком-то смысле более английским, чем те английские вялые Холмсы и Ватсоны, которые и до сих пор иногда возникают и вызывают у меня ужасное раздражение своей анемичностью, бестолковостью и непластичностью. Когда я стал думать, на какой музыке надо остановиться, здесь сыграло большую роль то, что я с детства очень любил Конан Дойла, и в какое-то время он на меня произвёл очень сильное впечатление. Но важно было ещё другое. В этой музыке был присущий английскому менталитету оптимизм, и в ней было большое чувство уважения. Это действительно люди, которые уважают себя, умеют уважать других, не агрессивны, ведут себя всегда достойно. Вот это чувство достоинства я и хотел передать, потому что в нашей жизни, в российском менталитете это всё-таки дефицит. Мы мало думаем о том, чтобы всегда сохранять достоинство и уважение друг к другу. И в нас мало, к сожалению, настоящего подлинного оптимизма – это очень ценное качество для человека, тогда у него есть какой-то маяк, направляющая в жизни.

Среди наших специалистов музыка вызвала шок. До сих пор все стараются найти в этом какой-то подвох. Я помню, как приехал в Репино, в Дом творчества композиторов, и там было два музыковеда – один, по-моему, Михаил Бялик, и ещё кто-то. И они поспорили, причём один говорил, что это музыка позднего Пёрселла, английского композитора конца XVII века, а другой – что это музыка раннего Бриттена, композитора начала ХХ века. И вот они увидели, что я приехал, тут же заключили пари на бутылку коньяка, и налетели на меня со своим вопросом. И когда я им сказал, что никогда не занимаюсь этнографией, чужих мотивов не использую, а пишу то, что мне приходит в голову, они очень обиделись, и наверно до сих пор убеждены, что правды я не сказал, что где-то в каком-то томе, который они не нашли, а я раскопал, эта музыка была.

Неизвестно, почему у композиторов рождаются какие-то мелодии, которые потом нравятся людям. Это дело случая. Наверно, в большой степени в этом виноват Игорь Фёдорович, потому что если бы он не напряг меня вот так, я бы стал работать, думать, какую бы музыку написать, а так это получилось мгновенно. Я за секунду до этого не знал, что я буду играть. Это такое состояние, когда сам от себя не ожидаешь. Марк Захаров рассказывал мне, что Геннадий Гладков иногда его так удивлял – он точно так же написал «Уно уно моменто».

В кинематографе, да и вообще в русской музыке, очень много минорных тем, особенно сегодня. Минор льётся, народ пьёт горе стаканами. А мажорную тему написать очень тяжело, это в значительной степени показатель твоего уровня и класса. Хорошую мажорную музыку в кино, на мой взгляд, писали только Дунаевский и Гладков. В нашей жизни, видимо, неудач больше, чем удач, из-за этого такие мажорные темы, как из Холмса, действительно редкость.

Могло и не быть такого счастливого случая, что именно мне предложили написать музыку к Шерлоку Холмсу. Но наверно всё-таки где-то есть какая-то божественная истина, почему происходит то, что должно произойти. Наверно, есть какая-то справедливость в том, что это сделал именно я.

ОТСЮДА

Есть в этом какая-то тайна. Первое же что пришло в голову Дашкевичу - стало музыкой, в том числе благодаря которой наш "Шерлок Холмс" состоялся как художественное произведения и не знаю как вы, но я готов его пересматривать неоднократно (чуть не написал - вечно). И страшно подумать чего бы мы с вами лишились, если бы этот экспромт от Дашкевича Масленникову не понравился.

Как человек, который когда-то сочинял музыку лишний раз убеждаюсь в том, что удачные мелодии приходят откуда-то свыше. Кто-то называет это "Провидением Господним", но я предпочитаю это объяснять тем, что возможности человеческого разума во истину безграничны. И очень жаль, что в большей степени мы их используем не на полную мощь, а если и используем, то очень часто в неблаговидных целях.

Кстати, сходите по ссылке. Если вы любите наш сериал про Холмса, то с часок на нём точно проведёте ;)

Tags: заметки на полях, кино, ретро
Subscribe
promo tele_sat december 3, 2015 17:38 3
Buy for 10 tokens
Товарищ! Прочитай внимательно и подумай: А не про тебя ли этот рассказ? Работал я как-то на судне со старшим механиком. Назовем его просто Михалыч. Судно было специализированным, предназначалось для углубления акваторий, проделывания трашей на дне для трубопроводов. Но суть не в этом. Мы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment